www.n-kraft.ru

Облачный провайдер – платить за услугу или развивать свою инфраструктуру. Простыми словами о сложном

Можно долго и упорно сравнивать различные варианты, рисовать схемы и писать технико-экономические обоснования … и в конечном итоге получить бесспорный аргумент в пользу облака … но так и не решиться использовать преимущества, которые дают облачные технологии, потому что есть сформировавшиеся стереотипы и страхи.

 

Страх этот сродни детским страхам и связан с тем, что это шаг в неизведанное — я там не был, а вдруг там опасно! Однако, не смотря на наличие такого страха и неизвестности, все мы там были, все регулярно и постоянно сталкиваемся с облачными решениями и все ими успешно пользуемся в повседневной жизни.

 

До банальности, сервисы операторов мобильной связи — это тоже облачные решения, они обеспечивают необходимый уровень безопасности, стабильности — к ним настолько привыкли, что не замечают и считают чем-то само — собой разумеющимся. Сервисы электронной почты — ещё один пример применения облачных технологий которыми пользуются если не все, то почти все.

 

Сервисы хранения информации, такие как Onedrive, Dropbox и другие — это тоже облачные решения. Более того, операционные системы большинства современных телефонов являют собой очень тесный симбиоз облачных решений.

 

Если копнуть прям очень глубоко, то снабжение наших домов водой и электричеством это тоже, своего рода, облачные технологии. Нам мало что известно (вернее мало интересно) о том, как эта вода или электричество добываются и доставляются – главное, что в нужном месте и в нужное время, мы имеем необходимый нам сервис или ресурс. Это и есть принцип, по которому работают облачные решения. Облачные технологии уже давно прочно вошли в нашу повседневную реальность, в них нет ничего нового и неизведанного, о них много говорят и пишут … но страх переноса «туда» корпоративных данных остаётся …

 

Всё, о чем я рассказал выше это банально и наглядно, но это не о корпоративных данных…

 

Теперь ближе к делу. Для того, чтобы вообще поднять вопрос об использовании облачных технологий, надо ответить на несколько вопросов: Какая задача стоит перед ИТ? Что компаниям может дать переход в облако, кроме сокращения единовременных затрат на покупку оборудования и программного обеспечения? Чего собственно боятся компании? Начнём по — порядку…

 

Задачи службы ИТ

 

Я не буду углубляться в то, какие сервисы служба ИТ использует, какие прикладные задачи эти сервисы решают, в рамках данной статьи речь о другом. Большинство руководителей считают ИТ дополнительной нагрузкой на бюджет, от которой никуда не деться. И, пока это так, в любой компании ИТ будет выполнять лишь роль внутреннего сервисного подразделения, обеспечивающего нужды компании за счёт выдёргивания средств из бюджета компании. Однако, такое представление о задачах ИТ в корне не верна … не для этого счёты заменили калькулятором, калькулятор компьютером, а компьютер приложением, не привязанным к конкретному устройству.

 

Задача ИТ, как бы это не казалось странным — зарабатывать деньги

 

Да, зарабатывать. Нет, не продавать (хотя иногда и продавать тоже).
Как зарабатывать? Экономить! за счёт автоматизации процессов, за счёт сокращения количества операций и сокращения ошибок, за счёт внедрения новых технологий и получения новых конкурентных преимуществ. И эта экономия выливается в то, что каждый работник, каждая учетная система, каждый бизнес процесс становятся быстрее, надёжнее, стабильнее. В результате компания в целом за единицу времени может сделать ровно на столько больше, на сколько информационные системы сократили издержки. И вот тут возникает вопрос, а какие собственно конкурентные преимущества дают облачные решения, по сравнению с решениями, развернутыми в рамках собственной локальной инфраструктуры?

 

Вот тут, обычно, и выплывают всякого рода ТЭО, анализы и расчёты … но, казалось бы, что может быть проще: сравнить стоимость владения локальной инфраструктурой, пусть даже с учётом всех видимых нюансов, со стоимостью решений, размещённых в облаке.

 

Но нет … основное отличие облачных решений от локальных в том, что они построены на системах, имеющих резервирование во всём, начиная от дисковой подсистемы и электропитания и заканчивая кластеризацией и резервированием систем, обеспечивающих эту самую кластеризацию, они обеспечены системами аварийного восстановления, независимыми источниками подачи питания, дублированными каналами связи, системами мониторинга, охраны, кондиционирования и пожаротушения.

 

Более того, такая система потребует для её организации отдельного помещения, наличия физической возможности подключения к нескольким источникам электропитания или, хотя бы, наличия собственного дизель-генератора … что тоже добавят изрядную сумму к стоимости владения всем этим зоопарком. И это всё обеспечивает высокую доступность сервиса — не доступность с точки зрения наличия канала выхода в интернет, а бесперебойное функционирование необходимого сервиса, возможность его использования и получения результата.
Вот тут и вопрос — сколько вы знаете компаний, организовавших для собственных нужд полноценные центры обработки данных с таким уровнем доступности и защиты?

 

А таких нет, почти нет. Это очень дорогое удовольствие и если сравнивать стоимость такого уровня инфраструктуры в облачном и локальном варианте, то разница получится настолько большой, что вопроса выбора с точки зрения затрат даже не возникнет. Но, вернёмся к нашей реальности. Многие компании готовы идти на определённое количество рисков для экономии и, в результате, получают серверную инфраструктуру с минимальным уровнем резервирования хоть каких-то систем. Как следствие это периодические сбои в работе, редкая, но меткая потеря бизнес-критичных данных и другие казусы.

 

Что же в данном случае даст использование облачных сервисов?

 

Сразу развею мысли о глобальной и всесторонней зависимости от канала связи и вообще доступа к площадке. В использовании облачных сервисов нет панацеи — часть вашей инфраструктуры, в любом случае, останется в локальном виде. Это конечные устройства пользователей с их локальными приложениями и локальными сервисами, это системы авторизации и идентификации, это интернет шлюзы и файерволы. Всё это оборудование, как и прежде, надо будет содержать и обслуживать, от этого никуда не деться (часть оборудования можно снять с обслуживания, переведя сервисы в облака и делегировав пользователям возможность использовать для доступа к сервису собственные устройства – с эта стратегия называется BYOD).

 

Но! Тот сервис, которые будет вынесен за периметр вашей локальной сети станет другим с точки зрения доступности, обслуживания, стоимости и амортизации, и при этом, останется таким же привычным с точки зрения пользователей. Большинство пользователей вообще не заметит переезда сервиса на другую площадку. Однако, с этого момента вам уже не надо будет беспокоиться вопросами доступности данного сервиса, провайдер услуги своими силами обеспечит все необходимые мероприятия для бесперебойной работы сервиса, теперь это его задача.

 

Задача Ваших специалистов — это эксплуатация сервиса, его доработка, внесение изменений и дополнений (но и эту задачу вы можете переложить на провайдера … за отдельные деньги, но и такое возможно). Провайдер же обеспечит всё, что связано с обеспечением доступности инфраструктуры, необходимой для сервиса, его отказоустойчивости.
В конечном итоге, вы получаете требуемый вам сервис с максимальным уровнем доступности, отсутствием рисков, фиксированной стоимостью владения которую легко бюджетировать и прогнозировать. Такой сервис легко масштабируется как с точки зрения увеличения мощности, так и с точки зрения количества пользователей. Переход на облачный сервис проходит без потерь данных, незаметно для пользователей. В случае необходимости, его легко и быстро можно мигрировать на любую площадку, в том числе локальную (с уменьшением уровня доступности и защищённости, но без потерь данных и функциональных возможностей).

 

Программное обеспечение, это тема отдельного разговора, если коротко и просто — это значительная составляющая бюджета ИТ, иногда колоссальная, если речь идёт о сервисах корпоративного уровня. Это немалые расходы и в рамках локальной инфраструктуры без них не обойтись. Использование же облачных сервисов позволяет избежать больших единовременных затрат на покупку ПО, и параллельно сделать эти расходы гибкими — брать в аренду ровно столько лицензий сколько требуется в каждый момент времени, что позволяет без рисков и лишних капитальных вложений внедрять новые технологии, и, в случае перехода на другие технологии, легко от них отказаться.

 

Отдельной темой для разговора является выбор вариантов использования облачных решений — это размещение в облачных сервисах инфраструктурных или платформенных решений, готовых сервисов или площадок для аварийного восстановления. Типов облачных услуг множество — можно погуглить на предмет комбинации (X)aaS, где Х — это первая буква названия, а остальные переводятся «как сервис», например, IaaS, PaaS, SaaS, BaaS и т.п. о них я расскажу подробнее в других статья, в рамках данной статьи только сводная информация о том, зачем нужны облачные решения и чем они отличаются от локальных.

 

Теперь о страхах — чего боятся компании и почему.

 

До сих пор бытует мнение: если какие-то данные хранятся или обрабатываются в облаках, то они становятся общедоступным ресурсом, доступ к ним может получить кто угодно … пора проснуться и понять — любые данные можно защитить, делается это просто и защита данных по — умолчанию одно из условий использования облачных решений. Доступ к данным регламентируется, данные шифруются для ограничения доступа используются различные средства защиты и аутентификации.

 

Страх доступа к данным различных ведомственных структур вообще странно слышать — для доступа к данным им придётся сначала уведомить организацию — владельца данных о грядущей проверке, а, в случае, когда происходит внезапное «маски-шоу» эти ведомства смогут изъять только то, что находится в ваших помещениях. Более того, даже о наличии ресурсов на внешних площадках они смогут узнать только от вас … ну или из систем, изъятых у вас.

 

Но это не быстро и у вас будет достаточно времени чтобы успеть правильно среагировать на данную ситуацию – просто так никого в помещения ЦОДа не пустят, да и не просто так тоже. Это режимный объект с усиленной круглосуточной охраной. Есть ещё риски, связанные с привязкой к поставщику услуг. По своей сути они связаны с тем, что привязавшись к конкретной учетной системе и внеся в неё определённое количество данных, компания может попасть в ситуацию, при которой отказ от сервиса приведёт к потере большого количества данных.

 

Автоматическая миграция невозможна и провайдер услуги, фактически, получает возможность управлять стоимостью услуг на неконкурентных условиях. Но, данные риски актуальны при использовании различного рода конструкторов (в основном это касается хостинга сайтов) и различных сервисов с закрытым исходным кодом (например, сервисы онлайн бухгалтерии, онлайн-срм или сдачи отчетности). В случае же размещения собственных сервисов, таких проблем не возникает, так как вся инфраструктура фактически состоит из ряда виртуальных (или даже физических) машин, которые без дополнительной работы просто разворачиваются в абсолютно любой среде и в рамках любой локации.

 

Более того, по-сути это возможность быстро и безболезненно развернуть полнофункциональный сервис где угодно максимально быстро, например, в случае глобальной катастрофы. Таким образом, надо понимать, что далеко не все облачные решения имеют привязку к поставщику услуги.

 

Итого, что мы имеем в сухом остатке:

 

  • Собственная инфраструктура, это конечно хорошо, но это дорогое удовольствие и немалое количество рисков
  • Без собственной инфраструктуры как таковой не обойтись — часть сервисов в любом случае надо размещать локально, как минимум это оконечные устройства пользователей и средства маршрутизации
  • Облачные технологии позволяют обеспечить наиболее высокий уровень доступности сервисов, их резервирование и отказоустойчивость
  • Облачные провайдеры берут на себя все риски и затраты, связанные с заменой и обслуживанием оборудования и сопутствующей инфраструктуры — это значительно сокращает риски и неконтролируемые расходы
  • При условии использования облачных решений появляется возможность гибко регулировать расходы, сопоставляя их с реальными потребностями бизнеса
  • Собственная инфраструктура позволяет на время «забыть» о некоторых (но далеко не обо всех) расходах на ИТ, но регулярно требует немалых внезапных затрат. Использование же облачных решений позволяет прозрачно прогнозировать расходы на ИТ и исключить подобные ситуации
  • С точки зрения стоимости владения в перспективе нескольких лет, расходы на облачные решения показывают свою экономическую эффективность, даже в сравнении с построением не отказоустойчивой локальной инфраструктуры
  • При использовании внешних сервисов с закрытым кодом и конструкторов, есть шанс попасть в зависимость от поставщика услуг, благодаря использованию виртуальных машин, появляется возможность оперативно и безболезненно развернуть сервис в ЦОДе, находящемся в любой локации, без необходимости миграции и доработок.

 

Егор Перевалов,
Руководитель направления облачной инфраструктуры компании Эн-Крафт
(4212) 65-45-55
www.n-kraft.ru

Dell EMC выпустила линейку серверов PowerEdge 14-го поколения
Fortinet лидер рынка корпоративных межсетевых экранов по Gartner 2017